Пояснительная записка
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста,
начинающих с «нуля», ориентация на изучение основ игры в шахматы.
Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и
развитие интереса к игре в шахматы, как к интеллектуальному досугу, развитие
интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование
предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного
возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к
выпускнику детского сада.
Новизна данной программы в том, что она адаптирована педагогом
дополнительного образования специально для детей старшего дошкольного
возраста (5-6 лет). Новые знания подаются в форме сказки, в игровой форме, а
также с использованием мультимедийных технологий, что способствует
увеличению вовлеченности детей в процесс познания, активному и
заинтересованному взаимодействию детей между собой и с педагогом в
образовательном процессе.
Актуальность программы
продиктована требованиями времени. В
настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и
информационных технологий, особенно большое значение приобретает
способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации,
умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в
формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия
шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей,
умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного
времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до
недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный
возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и
умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным
образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим
интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный
мир проявляются очень рано.
В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка.
Они выполняют сразу несколько функций.
Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически
рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника,
сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра
способствует развитию фантазии и творческих способностей.
1
Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном
месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку,
собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и
спокойнее относиться к неудачам.
Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим
запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по
физической подготовке.
Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ,
упражнения, тренировки, приучение детей к игре.
Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 5 – 7
лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения
довести партию до логического конца. Таким образом, у детей развивается
познавательная
активность,
образное
и
аналитическое
мышление,
пространственное воображение, расширяется кругозор. Ребенок может сам
организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в
игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя,
дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении
детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться,
рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра
позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила,
которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре
происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов
семьи. Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник
– родитель – педагог.
Содержательная связь тематического плана программы позволяет
педагогу
интегрировать
образовательное
содержание
при
решении
воспитательно-образовательных
задач
(развитие
любознательности,
познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей
и интересов, успешной социализации в современном мире), что дает возможность
развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы
личности ребенка.
Цель: обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с историей шахмат;
обучить правилам игры;
дать теоретические знания по шахматной игре.
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и
другие познавательные психические процессы;
сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
формировать навыки запоминания;
2
вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию
личностных качеств;
прививать навыки самодисциплины;
способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования
и самооценки.
Объем и сроки реализации программы «Белая Ладья»
1 год обучения 72 часа + 8 часов (летний период) (80 часов)
Занятия проводятся 2 раза в неделю (понедельник, среда/ вторник, четверг)
Продолжительность занятий 30 минут при наличии сменной игровой
деятельности, с включением динамических пауз (3-5 минут).
В кружке должно заниматься не более 8 человек.
Форма обучения: очная.
Язык образования: русский.
Реализацию данной программы предполагается осуществлять на основе
следующих принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития
личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не
пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Принцип
психологической
комфортности - создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса
Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач
интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать
на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление
умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное
воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
обучению дошкольников игре в шахматы «Белая Ладья» имеет физкультурноспортивную направленность и разработана для детей 5-7 лет.
Занятия включают теоретическую подготовку и практику. Большая часть
занятий отводится на практическую работу детей.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения дети будут знать:
- историю возникновения шахматной игры;
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем;
- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года дети будут уметь:
-
ориентироваться на шахматной доске;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
правильно располагать доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
играть каждой фигурой в отдельности;
рокировать;
решать элементарные шахматные задачи;
ставить мат в один ход.
4
Сводный учебный план
Кол-во
часов
Уровень
освоения
Форма контроля и
аттестации
Модуль 1. Шахматная доска
1. Вводное занятие. Техника безопасности.
2. История возникновения шахмат.
3. Знакомство с шахматной доской.
13
1
1
1
1
1
1, 2
4.
Шахматная доска. Белые и черные поля.
1
1, 2
5.
Шахматная доска. Угловые поля.
1
1, 2
6.
Шахматная доска. Центр доски.
1
1, 2
7.
Шахматная доска. Горизонталь.
1
1, 2
8.
Шахматная доска. Горизонталь. Закрепление.
1
3
9.
Шахматная доска. Вертикаль.
1
1, 2
10. Шахматная доска. Вертикаль. Закрепление
1
3
11. Шахматная доска. Диагональ.
1
1, 2
12. Шахматная доска. Диагональ. Закрепление.
1
3
1
3
Входной контроль
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практическая работа.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Практические
задания.
39
1
1
№ п/п
Тема занятия
Промежуточный контроль по модулю 1
«Шахматная доска».
Модуль 2. Шахматные фигуры
1. Знакомство с фигурами.
13.
2.
Знакомство с фигурами. Закрепление.
1
2, 3
3.
Начальное положение.
1
1, 2
4.
Начальное положение. Закрепление.
1
3
5.
Пешка.
1
1
6.
Пешка. Защита и нападение.
1
1, 2
7.
Пешка. Взятие на проходе.
1
1, 2
8.
Пешка. Превращение пешки.
1
1, 2
9.
Пешечный бой.
1
2
Групповой опрос.
Фронтальный опрос,
дидактические игры.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание в парах.
Групповой опрос,
5
10. Пешечный бой. Игра в парах.
1
3
11. Ладья.
1
1
12. Ладья. Ход Ладьи. Взятие.
1
1, 2
13. Ладья. Захват контрольного поля.
1
1, 2
14. Ладья. Ограничение подвижности.
1
1, 2
15. Слон.
1
1
16. Слон. Ход слона. Взятие.
1
1, 2
17. Белопольный и чернопольный слоны.
1
1, 2
18. Слон. Закрепление.
1
3
19. Ладья против слона.
1
1, 2
20. Ладья против слона. Двойной удар.
1
1,2
21. Ладья против слона. Взятие.
1
1, 2
22. Ладья против слона. Защита.
1
1,2
23. Ферзь.
1
1
24. Ферзь. Начальное положение.
1
1, 2
25. Ферзь. Взятие.
1
1, 2
26. Ферзь. Захват контрольного поля.
1
1, 2
27. Ферзь против ладьи и слона.
1
1, 2
28. Ферзь. Двойной удар.
1
1, 2
практическая работа
в парах.
Практическая работа
в парах.
Фронтальный опрос.
Групповой опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практические
задания.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Групповой опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
6
29. Конь.
1
1
30. Конь. Начальное положение. Ход коня.
1
1, 2
31. Конь. Взятие.
1
1, 2
32. Конь. Захват контрольного поля.
1
1, 2
33. Конь. Ограничение подвижности.
1
1, 2
34. Конь против Ферзя, Ладьи , Слона.
1
1, 2
35. Конь. Двойной удар. Взятие.
1
1, 2
36. Король. Начальное положение.
1
1
37. Король. Взятие.
1
1, 2
38. Король против других фигур.
1
1, 2
1
3
20
1
1
Промежуточный контроль по модулю 2
«Шахматные фигуры».
Модуль 3. Шахматная игра
1. Шах.
39.
2.
Способы защиты от шаха.
1
1, 2
3.
Открытый шах. Двойной шах.
1
1, 2
4.
Рокировка.
1
1, 2
5.
Длинная и короткая рокировка.
1
2, 3
6.
Мат. Ничья. Пат.
1
1, 2
7.
Мат в один ход.
1
2, 3
8.
9.
Ценность фигур.
Ценность фигур. Закрепление.
1
1
1
1
1
1, 2
10. Дебют. Начало партии.
Групповой опрос.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Практическая
работа.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практические
7
11. Мат Ладьей и Ферзем.
1
2
12. Мат Королем им Ферзем.
1
2
13. Шахматная нотация.
1
1
14. Шахматная нотация. Запись партии.
1
1, 2
15. Шахматная нотация. Закрепление.
1
2, 3
16. Тактика. Двойной удар.
1
1, 2
17. Тактика. Связка.
1
1, 2
18. Тактика. Батарея.
1
1, 2
1
3
19. Итоговое занятие. Шахматная игра.
20. Итоговый контроль.
Всего часов
Летний период с 1.06. по 30.06
задания.
Фронтальный опрос,
практические
задания.
Фронтальный опрос,
практические
задания.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Опрос по цепочке,
диктант.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание в парах.
Викторина.
Индивидуальные
задания. Игра в
парах.
72
8
1. Тактика. Детский мат.
1
1, 2
2. Сквозной удар.
1
1, 2
3. Вскрытый шах.
1
1, 2
4. Дебют.
1
1, 2
5. Миттельшпиль.
1
1, 2
6. Миттельшпиль. Закрепление.
1
2, 3
7. Эндшпиль.
1
1, 2
8. Эндшпиль. Закрепление.
1
2, 3
Фронтальный опрос,
практическое
задание в парах.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание.
Фронтальный опрос,
практическое
задание
Фронтальный опрос,
практическое
задание
Фронтальный опрос,
практическое
задание в парах.
Фронтальный опрос,
практическое
задание
Фронтальный опрос,
практическое
задание в парах.
8
ИТОГО
80
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются
следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или
под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение
деятельности, решение проблемных задач и ситуационных заданий).
Содержание программы
На начальном этапе работы преобладают игровой, наглядный
и
репродуктивный методы.
Они применяется:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
4. При реализации материального перевеса.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию,
поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой
метод предусматривает
использование
разнообразных
компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При
использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он
определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного
образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного
содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях
окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам
мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Структура занятий:
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических
приёмов.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а
также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра: дидактические игры, занимательные задания;
- тренировочные игры;
- турниры.
9
Материально-техническое обеспечение:
Набор нормативно-правовых актов;
наличие утвержденной программы;
учебно-тематический план;
перспективный план;
конспекты занятий;
настольные шахматы разных видов;
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных
фигур;
шахматные часы;
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты;
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы,
презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
подборка информационной и справочной литературы;
диагностический инструментарий;
помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям;
комплекты шахматных фигур с досками – 8 штук.
Организационное обеспечение:
Необходимый контингент детей, который будет обучаться игре в
шахматы;
соответствующее требованиям расписание;
связь с родителями.
10
Кадровое обеспечение программы
Реализацию данной программы осуществляет педагог дополнительного
образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование
(соответствующего направления) и отвечающий квалификационным
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или)
профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и
взрослых.
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
МинистерстваПросвещенияРоссийскойФедерацииот9ноября2018г.№ 196».
Приказ
Министерства
Просвещения
Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 года № 09-3242).
Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и
науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме (утв. министерством просвещения РФ 28 июня 2019
года № МР-81/02вн).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
11
при сетевой форме реализации образовательных программ (приказ Министерства
науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа
2020 г. № 882/391) «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 г.
Москвы).
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
Устав МБДОУ детский сад №30 «Родничок» с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях физкультурноспортивной направленности и спецификой работы учреждения.
Список литературы
1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
3. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
4. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература,
1985.
5. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
6. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.:
Новая школа, 1994.
7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
1992.
8. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
9. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
10.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур, 2000.
11.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
12.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
13.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя –
Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
14.Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика,
1991.
15.Веселых Инна, Веселых Иржи. Шахматный букварь.– М: Просвещение
1983.
16.Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре.– М.: ГЦОЛИФК, .1984.
12
17.Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука.– М.:. Детская литература, 1980.
Дидактические шахматные сказки
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы
ACT, 1993.
5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып.
2.
8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной
стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н.
Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3. Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
9. Остер Г. Полезная девчонка.
10.Пермяк Е. Вечный Король.
11.Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
12.Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
13.Сухин И. Котята-хвастунишки. М,
14.Сухин И. Лена, Оля и Баба-Яга.
15.Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка//Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы
ACT, 1993.
16.Сухин И Удивительные приключения шахматной доски.
17.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов//Сухин И. «Книгавыручалочка по внеклассному чтению. Вып.. 2.– М.: Новая школа, 1994.
13
18.Сухин И Шахматная сказка/УСухин И. Приключения в Шахматной
стране.– М.: Педагогика, 1991.
19.Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
20.Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике
1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
4. Крапивин В. Тайна пирамид.
5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
7. Надь К. Заколдованная школа.
8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
10.Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
11.Раскатов М. Пропавшая буква.
12.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
13.Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
14.Томин Ю. Шел по городу волшебник.
15.Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
16.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.
14
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения,
является основой при отслеживании результатов работы.
В данной программе дополнительного образования по обучению игре в
шахматы применяются следующие виды контроля:
1. Входящий контроль (проводится при зачислении детей в кружок по
шахматам с целью определения способности ребёнка к
аналитическому мышлению, выявления интеллектуального уровня
развития учащихся, а так же уровня внимательности и
эмоциональности детей.)
2. Промежуточный контроль (проводится по окончании изучения
каждого модуля).
3. Итоговый контроль (проводится в конце учебного года).
Входящий контроль представляет собой
комплекс индивидуальных
заданий (приложение 1), позволяющих выявить потенциал детей к обучению игре
в шахматы. Охватывает следующие знания и умения:
Знание счета до 10
Ориентировка на листе бумаги
Знание геометрических фигур
Концентрация и устойчивость внимания
Если испытуемый не справился с заданиями или справился частично, в
этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения
анализировать, но при щадящих условиях, со сниженным объемом нагрузки.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается по 4-хбалльной системе:
4 балла – ребенок справился с заданием самостоятельно без ошибок.
3 балла – справился с заданием с допущением 1-2 ошибок.
2 балла – выполнил половину задания.
1 балла - выполнил задания с подсказками педагога.
0 баллов – не справился с заданием.
Баллы заносятся в диагностическую таблицу:
Критерии оценивания
№ п/п
Знание
Концентрация и Общее
Фамилия, Знание счета до Ориентировани
Уровень
10
е на листе
геометрических устойчивость количество знаний
имя ребёнка
баллов
бумаги
фигур
внимания
1
..
14-16 баллов (86 -100%) – высокий
8 – 13 баллов (51 -85%) – средний
0 – 7 баллов (0- 50%) – низкий
15
В ходе изучения программы проводится промежуточный и итоговый
контроль.
Промежуточный контроль по результатам изучения 1 модуля
«Шахматная доска» и 2 модуля «Шахматные фигуры» заключается в проверке
следующих знаний и умений:
1. Верное расположение шахматной доски перед собой.
2. Умение находить угловые и центральные поля.
3. Знание начального положения шахматных фигур на доске.
4. Знание названий шахматных фигур.
5. Знание правил хода шахматных фигур.
Первый и второй пункт проверки знаний осуществляется путем
выполнения ребенком устных указаний педагога с использованием
расположенной перед ним шахматной доски.
Последующие пункты выполняются на индивидуальных листах с
заданиями (приложение 2).
Каждый критерий оценивается по 3-хбалльной системе, результаты
заносятся в диагностическую таблицу:
Критерии оценивания
Верное
Умение
Знание
Знание
Знание
Фамилия, расположение находить
Общее
начального названий
правил
№
Уровень
имя
количество
шахматной
угловые
и
положения
шахматных
хода
п/п
знаний
доски перед центральные шахматных
ребёнка
фигур. шахматных баллов
собой.
поля
фигур на
фигур.
доске.
1
…
Критерии оценивания:
8 – 9 баллов (86 -100%) – высокий
5 – 7 баллов (51 -85%) – средний
0 – 4 баллов (0- 50%) – низкий
Итоговый контроль проводится по окончании 3 модуля «Шахматная
игра» и является проверкой знаний по всей программе обучения шахматам детей
5-7 лет. Итоговый контроль проходит в 2 этапа:
1 этап – индивидуальные карточки с заданиями (приложение 3);
2 этап – игра в парах.
В процессе итогового контроля педагог наблюдает за выполнением
заданий и игрой детей и проводит оценку следующих знаний и умений:
Правильно помещает шахматную доску между партнёрами.
Различает горизонталь, вертикаль, диагональ.
Ориентируется на шахматной доске.
Находит и называет шахматные фигуры.
Правильно расставляет фигуры перед игрой.
Знает правила хода и взятия каждой фигуры.
16
Играет каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
Объявляет шах.
Ставит мат.
Решает элементарные задачи на мат в один ход.
Каждый критерий оценивается по 3-хбалльной системе, результаты
заносятся в диагностическую таблицу:
Решает элементарные задачи на мат в
один ход
Ставит мат
Объявляет шах
Играет каждой фигурой в отдельности
и в совокупности с другими фигурами
Знает правила хода и взятия каждой
фигуры
Правильно расставляет фигуры перед
игрой
Находит и называет шахматные фигуры
Ориентируется на шахматной доске,
знает шахматную нотацию
Фамилия,
имя ребёнка
Различает горизонталь, вертикаль,
диагональ
№ п/п
Правильно помещает шахматную
доску между партнёрами
Критерии оценивания
Общее
Уровень
количество
знаний
баллов
1
…
Критерии оценивания:
25 – 30 баллов (86 -100%) – высокий
16 – 24 баллов (51 -85%) – средний
0 – 15 баллов (0- 50%) – низкий
17
Приложение 1.
Входящий контроль
для выявления потенциала ребенка к обучению игре в шахматы
1. Знание счета до 10
Задание: Соедини линией карточки с нужным числом
●●●
1
●●●
●●●●
●●
●●●
●●
2
3
4
5
6
●●
●●
7
●●●
●●●
8
9 10
2. Ориентировка на листе бумаги
Задание: Поставь точку зеленым карандашом в нижнем левом углу и в
верхнем правом углу квадрата.
Поставь точку красным карандашом в центре квадрата.
3. Знание геометрических фигур
Задание: Закрась круг желтым цветом, прямоугольник – синим, овал – красным, треугольник –
зеленым.
4. Концентрация и устойчивость внимания
Задание: Расставь знаки в таблице по образцу.
18
Приложение 2.
Промежуточный контроль
знаний по модулю 2 «Шахматные фигуры»
Задание 1. Дети слушают загадку, отгадывают и ставят загаданную фигуру на
начальное положение на шахматной доске.
Педагог: Отгадайте загадки, вспомните фигуру и поселите её в нужное место.
1. Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. (Пешка)
2. Стою на самом краю, путь откроют – пойду.
Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья)
3. Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,
По косой дорожке ходит, хоботом не водит. (Слон)
4. Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» – так шахматисты говорят. (Конь)
5. Может он ходить и прямо,
И наискосок.
Высоко его оценит
Опытный игрок... (Ферзь)
6. Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра. (Король)
Задание 2. Узнать на схеме, какая фигура оставила следы, и поставить ее рядом
(индивидуальные карточки по вариантам).
19
Приложение 3.
Итоговый контроль
по программе обучения шахматам детей 5-7
Задание №1. Расставь шахматные фигуры.
Дети получают карточки с адресами фигур. Их задача расставить фигуры
или фишки на шахматной доске: – A5 – C8 – H3 –G6 – E2 – G1.
Задание №2. Впиши в клетки адреса фигур.
Задание №3. Слон, пешка, ладья и конь прогулялись по шахматной доске.
Догадайся и запиши: кому, какие следы принадлежат.
20