MynuqllrraJrbHoe 6roAxerHoe AorrrKoJrbHoe o6paronareJrbHoe
yqpell(AeHne Aercmufi caA KoM$uunpoBaHHoro BIIAa Nb 30
<) r. MogAoKa Pecny6.nunu Cenepnaq Ocerrlfl - A.ttannq
flpznrta
VrnepN4aro
3ane4yroqar MEAOyJ,{b 30
lna3ace4alarall
[eAaforl{qecKoro coBeTa
or
<<26
> aBrycra 2022 r.
npororol }ll
1
<<26
>>
Torvsona VI.B.
2022 r.
fiouo.rrHrrreJrbHafl o6ueo6p a3o*BareJrbHatr
o6qepa3BtrBaroqafl nporpaMMa
(trIcroK)
Bospacr o6yrarorqurxcfl: 5 -7 ner
Cpor peuurr{3alluu: 1 roA
Cocraeurem : ByrJIaKoBa Vlpnua BlaAIauupoBHa
rreAaror AouoJrHr4TeJIbHoro o6pasonanux
r. Mosrorc- 2022
Паспорт программы
Образовательная программа по хореографии «Исток»
Руководитель программы: педагог дополнительного образования,
Буглакова Ирина Владимировна
Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 30 «Родничок» г. Моздока
Адрес: РСО-Алания, г. Моздок, ул.Садовая 35 А, тел: 8(86736)3-22-29
Электронная почта: toguzova30@mail.ru
Программа реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном
образовательном учреждении детский сад № 30 « Родничок» г. Моздока
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Социальный статус: воспитанники дошкольного образовательного
учреждения
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Направленность программы: художественно – эстетическая
Вид программы: модифицированная
Уровень реализации: дополнительное образование
Уровень освоения программы: ознакомительный
Способ освоения содержания образования: креативный
Введение
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков,
световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно
привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Важно помнить, что работа с
детьми предполагает владение не только теоретическими основами, но
умением воздействовать на эмоциональный внутренний мир ребенка. И дело
педагога – помочь им раскрыть свои ресурсы, научить пользоваться тем, чем
одарила их природа. Негармоничное развитие приводит к острому дефициту
духовной культуры. Начинать процесс обновления надо с закладки
эстетических ценностей. Хореография обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его
гармоничного духовного и физического развития. Соединение движения,
музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
делают его движения естественными и красивыми.
На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную
память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие
танца: классического, народного, бального, современного и др.
Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.
Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству.
Пояснительная
записка
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к
организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных
особенностях детей в соответствии со следующими нормативно-правовыми
актами:
Уставом Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным
учреждением детский сад комбинированного вида № 30 «Родничок» и
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на
занятиях художественной направленности.
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от
31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся») (далее– 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
№ 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»;
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней
интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение, даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников.
Актуальность данной программы
Актуальность данной программы определяется социальным заказом
современного общества на личность, обладающую определенным уровнем
художественно-эстетического воспитания, а также потребностью в
разработке методических рекомендаций по преподаванию хореографии
детям дошкольного возраста.
Дошкольный период общепризнан, как начальный этап развития
внутреннего
мира
ребенка, его
духовности,
формирования
общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного
развития и всесторонней любознательности. Изучение детьми хореографии,
вводит их в мир волнующих перевоплощений, радостных переживаний,
открывает путь эстетического восприятия и освоения жизни в рамках,
доступных его возрасту.
Занятия хореографией способны оказать разностороннее комплексное
влияние на развитие ребёнка и формирование его как эстетически и духовно
развитой личности. Оказывая активное влияние на развитие эмоциональнообразной сферы мышления, постоянно побуждая к творчеству, давая
примеры нравственного поведения, тренируя волю и тело, хореография
может дать детям то, чего не хватает в современном процессе обучения и
воспитании детей - попытаться уравновесить, гармонизировать,
интеллектуальное развитие ребёнка с физическим, нравственным, духовным
и эмоциональным.
В основе этой программы лежит обучение музыкально-ритмическим
движениям простыми, но вместе с тем разнообразными способами
(имитационные, танцевальные, общеразвивающие и т.д.), использование
креативных методик (игропластика) и инновационных направлений
(пальчиковая гимнастика, самомассаж).
Цель программы: приобщить детей к танцевальному искусству,
способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в
движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие
способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
1. Развивающие задачи:
- укреплять опорно – мышечный аппарат, формировать правильную осанку;
- развивать двигательную и музыкально – ритмическую координацию;
- развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память;
- развивать эмоциональное восприятие, эмоциональную отзывчивость,
фантазию.
2. Обучающие задачи:
- осваивать простейшие танцевальные движения;
- осваивать комбинации, рисунки, перестроения, хореографические
композиции на базе проученных движений;
- приобретать навык эмоционального и образного исполнения
хореографических композиций (танцев).
3. Воспитательные задачи:
- формировать художественный вкус;
- воспитывать понятие эстетики отношений в паре (мальчик - девочка);
- воспитывать трудолюбие, упорство, настойчивость, умение добиваться
поставленной цели;
- формировать интерес к хореографическому искусству;
- воспитывать патриотические чувства, знакомить с элементами различных
национальных культур.
Отличительная особенность
Отличительной особенностью данной Программы является то, что
содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и
музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В Программе
представлены различные разделы, но основными являются танцевальноритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений.
Предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет
естественному развитию организма ребенка, морфологическому и
функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем.
Обучение по программе создает необходимый двигательный режим,
положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это
способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному
развитию.
Реализация программы направлена на удовлетворение потребностей в
творческом, интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, мотивации личности к познанию, творчеству, труду,
искусству.
Реализацию данной программы предполагается осуществлять на основе
следующих принципов:
Основные принципы построения программы:
Принцип доступности изучаемого материала - предусматривает учет
возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим –
определение посильных для них заданий. Оптимальная мера
доступности определяется соответствием возрастных возможностей
ребенка, степени сложности заданий.
Принцип «от простого – к сложному» - заключается в постепенном
усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и
выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном
увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием
успешного обучения также является чередование физических нагрузок
с музыкально-ритмическими играми.
Принцип систематичности - заключается в непрерывности и
регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже
достигнутого уровня знаний и умений.
Принцип повторяемости материала- хореографические занятия
требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только
при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и
тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время
исполнения танца.
Принцип сотворчества педагога и воспитанника: взаимодействие
педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного
учреждения.
В связи с реформированием образовательной системы встала проблема
комплексного решения вопросов обучения, развития и воспитания ребенка.
Развитие личности происходит не только в продуктивной деятельности, но и
в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, в свободном
общении, в личной жизни растущего человека.
Для реализации вышеизложенных задач в программе уделяется большое
внимание выработке практических умений и навыков хореографии.
Основная задача – заключается в использовании комплексного подхода к
хореографическому обучению, в ходе освоения которого формируется
осознанный интерес к предметному содержанию образовательного процесса,
формируются ценностные ориентации учащихся, ярче проявляются его
общие и специальные творческие способности, склонности к занятиям
хореографией, оформляются личностные позиции, связанные не только с
заинтересованностью в достижении высоких результатов в области
хореографии, но и в межличностной коллективной деятельности, подготовке
концертных выступлений, выступлений, обеспечивающих осознание
ответственности каждого за достижение общего результата.
Наличие этапов позволяет:
Определить уровень теоретической и практической подготовки детей к
конкретной образовательной области:
Соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебновоспитательного процесса;
Внести необходимые корректировки в содержание деятельности
каждого ребенка;
Обеспечить заинтересованность детей в своей деятельности и
поддерживать интерес к занятиям;
Стимулировать воспитанников к расширению познавательных и
творческих потребностей воспитанников.
Программа по «Хореографии» рассчитана на 1учебный год и предназначена
для детей 5-7 лет.
В кружке занимается 12 человек.
1 год обучения – 36 часов 1 раз в неделю по 1 часу
Срок реализации программы 1 год.
Занятия проводятся 1 раза в неделю (среда)
Продолжительность занятий 25-30 минут, включения динамических пауз
(3-5 минут).
Формы и режим занятий
Формы обучения, используемые в образовательной деятельности
По составу участников:
фронтальные;
групповые;
индивидуальные.
По способу организации учебно-воспитательной деятельности:
учебное занятие;
репетиционная деятельность;
концертная деятельность;
работа с родителями;
досуговые.
На занятиях используются следующие формы обучения:
Занятия-беседы
Занятия-игры, на которых в игровой форме разучиваются
танцевальные движения
Учебно-тренировочные занятия, изучается техника движения
Композиционно-постановочные занятия, на которых строятся
танцевальные композиции, отрабатываются элементы сценических
движений.
Для реализации программы на занятиях используются следующие
педагогические методы обучения:
Партерная гимнастика.
Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии
является фундаментом танца. Партерный экзерсис- это упражнения на полу,
которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех
целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению
некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать
выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными
перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия,
диагональ, полукруг и др.),научит детей четко ориентироваться в
танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и
закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять
один рисунок на другой.
Упражнения для разминки.
Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет
у ребенка чувство ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой
для освоения детьми различных видов движений, обеспечивающих
эффективное формирование умений и навыков, необходимых при
дальнейшей работе по данной программе.
Народный танец.
В данном разделе дети будут знакомиться с элементами народного танца:
позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными
движениями, познакомятся с танцевальными перестроениями. Учебный год
внесет свои изменения в процесс освоения материала. С каждым годом он
будет более насыщенный и сложный. После освоения комплекса различных
движений дети будут знакомиться с танцевальными комбинациями,
построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем
будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды.
Классический танец.
Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям
познать свое тело, научиться грамотно владеть руками и ногами, исполняя
тот или иной танцевальный элемент. На занятиях классическим танцем, дети
познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими,
познакомятся с квадратом А.Я.Вагановой. С каждым учебным годом к более
простым танцевальным движениям будут добавляться более сложные,
разучиваться танцевальные этюды.
Бальный танец.
В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как:
подскоки, par польки, элементы вальса, полонеза, менуэта, танго, рок-нролла. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому времени, к
которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются
перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий
бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет
большое воспитательное значение.
Критерии и показатели результатов программы:
Цель показателей результатов хореографического развития детей:
подтверждение эффективности педагогических воздействий с учётом
современных
требований
организации
хореографического
воспитания.
внутренняя и внешняя коррекция хореографической деятельности
детей, её содержания и отношения к ней дошкольников.
В конце каждого периода обучения (учебного года), на протяжении
контрольно-учетных занятий проводится критерии степени освоения детьми
основ хореографии по следующим показателям:
Чувство ритма.
Координация движений (5-7 лет),
Музыкально - ритмическая координация.
Артистичность.
Двигательная память.
Импровизация (в подготовительной группе).
Выразительность движений (в подготовительной группе).
Физические данные.
Для выявления степени сформированности каждого показателя применяется
несколько заданий, игровых упражнений. Используемые музыкальный
материал и задания должны соответствовать возрастным особенностям
детей и требованиям основной образовательной программы дошкольного
образования.
Условия реализации программы
Технические средства обучения
ковровое покрытие;
музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для
сопровождения занятий;
видеозаписи разнообразных танцевальных движений
мультимедийная система;
Учебно-наглядные пособия
Игрушки
Дидактические игры, картотека игр, способствующая
развитию музыкального слуха, чувства тритма, которые
необходимы для занятий хореографией;
Детские музыкальные инструменты
Презентации
Костюмы
Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением
животных, сказки, стихи, подборка музыкальных
произведений
Подборка упражнений и этюдов
Видеофильмы
Комплекс игр и заданий по разделам тем.
Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни
творческого коллектив
Предполагаемы результаты:
1 год обучения
В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и
потребность к музыкально-ритмическим занятиям,
осваивается необходимый объём движений классического, народного,
бального танцев, а также танцев современного направления. У них
формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более
совершенным становится чувство ритма. Дети понимают ориентировку на
себе – правая рука (нога), левая рука (нога), и от себя – (направо, налево,
вперёд, назад). Они хорошо ориентируются в пространстве зала и
выполняют различные построения и перестроения: в колонну, в шеренгу, по
диагонали, врассыпную, по линии танца, противоходом и т.д.
У детей появляются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения
зрителям. Меняется и протекание психических процессов: отмечается
сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и
воспроизведения, проявление творческого воображения.
Ожидаемые результаты
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной
программы хореографического кружка «Исток» после освоения содержания
программы ожидаются следующие результаты.
Воспитанник будет знать:
музыкальные размеры, темп и характер музыки;
хореографические названия изученных элементов;
требования к внешнему виду на занятиях;
знать позиции ног.
Воспитанник будет уметь:
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
владеть корпусом во время исполнения движений;
ориентироваться в пространстве;
координировать свои движения;
исполнять хореографический этюд в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной
и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой
самореализации дошкольников.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п\п
Количество часов
Разделы программы
Теория
Практика
Всего
часов
1.
Вводное занятие
1
3
4
2.
Основы движения
1
5
6
3.
Азбука музыкального движения
1
4
5
4.
Танцевально - образные движения
1
4
5
5.
Партерная гимнастика
3
3
6.
Танцуем,играя
1
4
5
7.
Постановочно – репетиционная работа
1
4
5
8.
Итоговое занятие
3
3
30
36
ВСЕГО часов
6 часов
Летний период с 1.06. по 30.06.
4 часа
Всего часов:
40 часов
Общее количество часов:
40 часов
Содержание программы
№
п\п
Количество часов
Разделы программы
Вводное занятие
- урок- путешествие
игры на знакомство и сплочение
коллектива
Хореографический язык
Основы движения
Танцевать могут все: имитационные и
плясовые движения
творческие занятия
Положение корпуса в классическом
танце
- занятия с элементами импровизации;
- изучение танцевальных элементов;
- изучение танцевальных комбинаций;
- графическое перестроение;
- имитационные и плясовые движения
Азбука музыкального движения
Игры для развития умения ориентироваться в
пространстве
обучение исполнению шага с высоким
подниманием колена и натянутой
стопой
перестроение из одного танцевального
рисунка в другой
Игры для развития умения определять
характер музыкального произведения
«Меня зовут» игровые задания на
воображение
«Говорящие предметы» танцевальные
этюды
Теория
Практика
Всего
часов
0,5
0,5
1
0,25
0,75
1
1
1
0,25
0,75
1
1
1
1
0,25
0,25
0,5
0,75
0,75
1
0,5
1
1
0,25
0,75
1
1
0,25
0,75
1
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
1
0,25
Танцевально - образные движения
Движения рук
Движения ног
0,25
0,25
Виды шага
- построение простых танцевальных
рисунков
Партерная гимнастика
- упражнения для укрепления мышц
спины;
- упражнения для укрепления
брюшного пресса;
- упражнения на развитие
выворотности;
- упражнения на развитие шага
- Занятие марафон
Танцуем,играя
- занятия с элементами
импровизации;
- изучение танцевальных элементов;
- изучение танцевальных комбинаций;
- графическое перестроение;
- говорящие предметы- танцевальные
этюды
- рисунки на паркете- танцевальные
этюды
Постановочно – репетиционная
работа
- отработка ансамблевого исполнения;
- работа над выразительным и
эмоциональным исполнение
Летний период с 1.06. по 15.07.
1
1
1
1
1
1
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
1
0,25
0,75
0,25
0,25
0,75
0,75
1
1
1
1
0,25
0,25
0,75
6 часов
4 часа
Всего часов:
40 часов
Общее количество часов:
40 часов
1
1
0,75
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговое занятие
ВСЕГО часов
0,75
1
3
3
30
36
Методическое обеспечение программы
Основные методы, направленные на достижение цели и выполнение
задач:
• метод сенсорного восприятияпросмотры видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.
• словесный метод
- рассказ нового материала; беседа о коллективе, выпускниках и. т. д.;
дискуссия о прошедшем выступлении на мероприятии.
• наглядный метод
- личный пример педагога, так как невозможно объяснить словами движение,
не показав его правильного исполнения, а так же видеопросмотр
выступлений профессиональных коллективов
• практический метод
-самый важный, тренировка упражнений на середине зала, репетиции.
• метод стимулирования деятельности и поведения
- соревнование, поощрение, создание ситуации успеха.
Основная форма занятия - групповая.
Чаще всего это комплексное занятие, включающее в себя изучение нового
материала, повторение пройденного, а так же творческие задания
Процесс обучения строится на 3-х основных этапах усвоения учебного
материала:
• Ознакомление.
Объяснение правил изучаемого упражнения, либо рассказ о сюжете нового
танца; затем демонстрация упражнения, либо движения в правильном
исполнении.
• Тренировка.
Процесс самостоятельного осмысления движения или упражнения ребёнком,
затем работа над техникой исполнения и работа над синхронностью
исполнения движений всеми участниками группы.
• Применение.
Использование полученных знаний, умений и навыков, выступление на
праздниках
. Типы учебных занятий в ансамбле «Исток»:
• Усвоение новых знаний
- теоретическая часть занятия, практическое занятие, занятие-беседа,
занятие-лекция, занятие-экскурсия, занятие игра
.• Применение усвоенных знаний - практическое занятие, занятие-игра,
репетиция, импровизация, концерт.
• Для выявления результатов реализации программы использую такие формы
работы:
Отчётное занятие коллектива.
Отчетное занятие проходит в форме «выступления», на котором
присутствуют родители детей, воспитанники других групп и все желающие.
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до
школы» (Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
2. Программа по хореографии «Хореографическая мозаика» Танцевальная
мозаика /хореография в детском саду/ С.Л. Слуцкая. – М.: ЛинкаПресс,2006;
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985.
4. Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая
мозаика».
5. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва,
Просвещение, 1991
6. Костровицкая В. Сто уроков классического танца, СПб. 1999.
7. Урунтаева Г. Дошкольная психология, Москва, 1996 .
8. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985.
9. «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос,
2008)
10.Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детствопресс, 2001.
11.Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999.
Приложение 1
Картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха,
чувства ритма, которые необходимы для занятий хореографией.
Название
Цель
игры
«Музыкальна Расширить муя змейка»
зыкальный
кру-гозор,
дать чет-кое
представление о стиле и
характере
музы-ки.
Учить сочетать движения
с музыкой
«Музыкаль Расширить
ные
музыкальный
загадки» кругозор,
развивать
музыкальный
слух
«Слушаем Умение
внимательно различать
»
тембр
инструмента
«Три
цветка»
Определение
характера
музыки
«Веселые
подружки»
Развивать
чувство ритма
Игровое действие
Дети делятся на колонны-змейки. За каждой
«змейкой» закреплена мелодия: полька, марш,
вальс и т.д. Аккомпаниатор играет мелодию и
«змейка», которой она адресована, начинает
двигаться, выполняя движение шага польки.
Музыка резко меняется, «змейка»
останавливается и начинает движение
следующая «змейка», соответствующая
зазвучавшей музыке.
Дети сидят полукругом перед ширмой, за
которой на столе находятся музыкальные
инструменты и игрушки. Музыкальный
руководитель (потом это может быть ребёнок)
проигрывает мелодию или ритмический
рисунок на каком-либо инструменте. Дети
отгадывают. За правильный ответ ребенок
получает фишку. Выиг-рывает тот, у кого
окажется большее число фишек.
Дети сидят полукругом перед столом, на
котором нахо-дятся детские инструменты. Им
предлагают прослушать знакомое музыкальное
произведение, определить, какие инструменты
исполняют это произведение, и найти их на
столе.
На трех цветках из картона (в середине цветка
нарисова-но «лицо» — спящее, плачущее или
веселое). Перед каждым ребенком лежит один
из трех цветков. Музыка-льный руководитель
исполняет произведение, и дети, чьи цветы
соответствуют характеру музыки, поднимают
их.
Музыкальный руководитель выстукивает
(прохлопы-вает…) ритмический рисунок,
причем, манера испол-нения должна быть
такая, чтобы хлопки были тише в том месте, где
мелодия должна звучать тише и громче в тех
местах, где мелодия звучит громко. Дети повторяют ритм.
Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии - отличная
возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения
слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела.